Кен Доссар, ученый-исследователь капоэйры, пишет:
Цель игры для капоэйристов — использовать хитрость, коварство,
ловкость и технику для того, чтобы «загнать» противника в такое
положение, где у него не буде возможности защититься от последующего
удара или подсечки. Пола можно касаться только руками, головой и
ступнями. Если игрока сбили с ног подсечкой и он сел на пол, это
примерно равно потере очка в соревнованиях. Вообще говоря, удары в
капоэйре бесконтактны. Намеченный удар, который останавливается в
нескольких миллиметрах от цели, наиболее красив, особенно если этот
удар привел противника к беззащитному положению. Все удары, уходы,
контрудары плавно перетекают в игре один в другой. Предоставляющаяся
игрокам свобода импровизировать и создавать в игре разнообразые
ситуации делает игру динамичной и неповторимой.
О практике перевернутых положений в игре
Практика перевернутых положений в игре, равно как и в обычном
положении, имеет глубокие религиозно-философские корни. Эти корни
происходят из космологических мировоззрений африканцев племени баконго,
которые были привезены в качестве рабов на территорию Бразилии и жили
до этого на территории современного Конго и севера Анголы. Баконго
верят в то, что под нашим миром существует мир мёртвых. Этот мир, по их
преданию, точно такой же, как и наш, за исключением того, что в нём всё
вверх ногами. За сутки Солнце проходит в обоих мирах — когда в нашем
мире день, в мире мёртвых ночь, и наоборот. Это верование представлено
символом, который выглядит как крест, который в достаточной мере похож
на христианскую символику, поэтому эти два символа часто путают.
Каждый из четырех лучей символизирует одно из четырех положений
Солнца — восход, зенит, закат и надир. Разделяет же мир живых и мир
мёртвых Калунга (порт. Calunga) — бог моря. Такой крест капоэйристы
достаточно часто чертят на земле, чтобы попросить защиты у предков.
Впрочем, христианство также может иметь отношение к этому действию,
всё, фактически, зависит от помыслов рисующего.
Описанное верование племени баконго также включает в себя веру в
цикличность и непрерывность времени, которое можно выразить примерно
так — мы живем во время Бога, а не в наше собственное время. Мы не
можем иметь контроль над всем, что происходит в наших жизнях. Возможно,
именно эта цикличность символически передается в действии, называемом
«вольта ау мундо» (порт. volta au mundo — «вокруг света»), когда
зрители и игроки, собравшиеся в роде, по команде ведущего батерию, не
переставая петь, начинают движение вокруг роды.
|