Элементы Капоэйры Ангола
Ученый Алехандро Фрихерио выделяет несколько элементов, которые
являются совершенно неотъемлимыми для современной Капоэйры Ангола —
коварство, взаимодополнение, красивые движения, медленный ритм,
важность ритуальных аспектов и театральный аспект. Стоит пояснить о
каждом из них более подробно.
Коварство (малисия)
Коварство, обычно называемое в Капоэйре «малисией» (порт. malicia),
известное у афроамериканцев как «tricknology» или «oky-doke» в Капоэйре
Ангола — суть умение хитрить, вводить партнера в заблуждение
относительно ваших намерений и планов в игре.
Один из аспектов малисии заключается в умении показать свою мнимую
незащищенность и открытость для удара — так, чтобы противник,
уверившись в вашем бессилии, попытался атаковать, и тогда изящно
защититься и/или провести контратаку. Необходимо постоянно играть
закрыто (порт. «fechado»), а внешне все должно производить впечатление
открытой игры. Достаточное впечатление о том, что такое малисия, дает
следующй видеоклип — «Capoeira Angola Conference L.A. 2004 — Malicia —
Ade & Ichii».
Взаимодополнение
Игра Капоэйры — независимо от того, Ангола это, или Режиональ — это
игра с вашим противником, а не против его; ваши движения, фактически,
должны дополнять движения противника, являться х продолжением. Сама
идея похожа на cutting sessions в джазе, когда музыканты как бы
соревнуются, пытаясь переиграть друг друа, однако же, истинной их целью
является создание первоклассной музыки. Истинно общепринятое мнение,
что хорошая игра в Капоэйре Ангола создается плавно перетекающими из
одного в другое движениями, которые способствуют творческому
взаимодействию, рамки которого по своей сути безграничны — вернее,
ограничены лишь умением и способностями игроков.
Медленный ритм
Движения в Капоэйре Ангола обычно медленные и хорошо обдуманные,
хотя в ходе игры идет постоянная импровизация. Как и во многих
внутренних системах боевых искусств, таких, как Тайцзицюань, например,
в Капоэйре Ангола также прорабатываются медленные ритмы и схематика
движений. Считается, что, если ты можешь выполнить движение медленно и
правильно, то сможешь выполнить его и быстро и эффективно впоследствии.
При этом, во время обучения полностью соблюдается правило спонтанности
и отсутствия т. н. «дорожек» — выученных и предсказуемых связок
движений.
Важность ритуальных аспектов
Капоэйра Ангола — это, на первый взгляд, замысловатый ритуал,
который скрывает в себе утонченные правила и достаточно сложные
церемонии. Если игрок выказывает незнание или непочтение этих неписаных
правил, то он считается плохим игроком, не получившим нужных знаний и
воспитания в плане традиций Капоэйры Ангола и их уважения. Существуют
также и персональные и религиозные ритуалы, имеющие собирательное
название мандинга (порт. mandinga), которые предназначены для того,
чтобы «закрыть тело» и защитить игрока от причинения ему какого-либо
вреда.
Красота движений
Не достаточно просто выиграть поединок с вашим соперником —
необходимо доказать собственное превосходство в мастерстве, причем
сделать это надо с изяшеством и «стильно». Подобное отношение к
соревнованиям можно заметить также во многих других видах спрота, где
участвуют чернокожие спортсмены — например, в баскетболе. Многие
спортивные комментаторы не понимают сути этих действий и обвиняют,
впоследствии, спортсменов в саморекламе и трюкачестве, в то время как
спортсмен просто проявляет африканскую эстетику понимания красоты
движения.
|