Капоэйра в Европе
Первое близкое знакомство Европы с капоэйрой датируется 1951 годом —
европейским туром артистической труппы Companhia Brasiliana, за которой
последовали другие — например Furacões da Bahia или Brasil Tropical,
основанная мастером Камиза Роша[11]. После этого отдельные специалисты
получили возможность оставаться в Европе продолжительное время, обучая
капоэйре или выступая с сольными номерами. Пионером европейской
капоэйры считается Martinho Fiuza, приехавший в 1978 г. Следует
отметить, что регулярное преподавание капоэйры в США началось всего на
три года раньше — в 1975 г. мастером Jelon Vieira (школа Senzala) в
Нью-Йорке. В 1980 г. в Германию прибыл Пауло Сикейра (Paulo Siqueira),
это событие принято считать началом непрерывного развития капоэйры в
Европе.
В 1987 г. состоялась первая летняя встреча Capoeira Summer Meeting,
организованная Маркушем Чина (Marcos China) и групой Senzala в Париже.
В ней приняли участие многие мастера из Бразилии: Peixinho, Toni,
Garrincha и Sorrizo, а также уже закрепившиеся в Европе: Lua
(Швейцария), Grande (Франция), Samara (Голландия). Через год в Париже
была устроена ещё одна встреча.
С 1989 г. летний лагерь проводится в Гамбурге организацией Пауло
Сикейры Capoeuropa. Эта шестидневная встреча является одним из
крупнейших событий в календаре европейской капоэйры. Каждый день
проходит от 6 до 9 занятий в трёх группах, дифференцированных по уровню
подготовки. Дополнительно предлагаются факультативы по африканским
танцам и игре на музыкальных инструментах.
Из других значительных ежегодных фестивалей можно выделить
International Capoeira Angola Meeting (Берлин, Вена) и пасхальную
встречу в Амстердаме.
Капоэйра в СНГ
Первый серьёзный интерес к этому виду искусства в России и СНГ был
проявлен в 1994 г., после выхода на экраны фильма «Только сильнейшие»,
с Марком Дакаскосом в главной роли. Как следствие, первыми
капоэйристами в СНГ были энтузиасты практически без доступа к
информации, но с огромным желанием учиться. Обучение по фильму,
компьютерным играм и сведениям из интернета было чуть ли не единственно
возможным. Нередко недостаток знаний в капоэйре компенсировался опытом
в других боевых искусствах, акробатике, спортивной гимнастике и
брэйк-дансе.
Roda na Rua в Москве на Пушкинской набережной, август 2006 года
Ситуация, связанная с недостатком информации, начала изменяться,
когда капоэйристы из стран СНГ стали посещать тренировочные лагеря и
семинары по капоэйре в Европе, США и Бразилии. Несмотря на то, что эти
поездки носили единичный характер, в целом они оказывали положительное
влияние на развитие данного искусства, так как по возвращении домой
тренеры привозили не только бесценный опыт, полученный в тренировках с
бразильскими мастерами, но и учебные видеоматериалы. Новая информация
от первоисточника очень помогала в развитии групп на местах.
Следующим этапом в развитии отечественной капоэйры стали визиты
бразильских мастеров. Каждый год в СНГ с программой семинаров приезжают
многие известные бразильские мастера капоэйры, и, как правило, они
действительно заинтересованы в развитии групп капоэйры в России и СНГ.
Roda da Rua, Москва, под Андреевским мостом, май 2007 года.
|