О том, как зародилась Капоэйра есть множество легенд
и суждений. Я придерживаюсь наиболее популярной и правдоподобной
версии. Капоэйру завезли вместе с африканскими рабами в конце XVII века
в самый разгар колониальных войн на Южно-Американском континенте. Как
часть культуры африканского народа – смесь танцев и ритма, Капоэйра в
те времена еще не была Капоэйрой как таковой. Находясь на начальной
стадии развития как борьбы и боевого искусства, Капоэйра в те времена
являлась, скорее всего, ритуальным обрядом, который передавался из
поколения в поколение. Когда же африканских аборигенов начали завозить
на континент как рабов, то, конечно же они не мирились с этим. Как и
все рабы они мечтали о свободе, что и побуждало их на побеги от
хозяина. Те, которым удавалось удачно убежать – селились в
южно-американских джунглях, организовывали лагеря и поселения беглых
рабов. И, конечно же, они нуждались в защите – а защитить себя могли
они только своими руками, ну и ногами конечно. Ритм танца и звук
тамтамов был у них “в крови”, была сила, которую несли родительские и
расовые гены и тяжелый ежедневный труд, была необходимость защищать
себя, своих жен, детей. Предпосылок больше чем достаточно. Так
зародилась борьба под ритм танца.
Поселявшиеся беглые рабы в любом случае контактировали с местными
индейцами, племенами, что и дало в высокой вероятности, толчок к
развитию Капоэйры именно на Южно-Американском континенте.
С развитием цивилизации Капоэйра стала приходить из джунглей и в
города. Но, например, Капоэйра в Рио отличалась от Капоэйры в
Сан-Пауло, что связано с этническим населением этих районов и городов.
В те времена Капоэйра была жестокой и беспощадной и служила для убийств
или увечий, побоищ между различными бандами. Банды в те времена
обладали огромной силой и держали в страхе большинство мирного
населения. Недостаток огнестрельного оружия члены группировок
компенсировали смертельным умением сражаться на ножах или мачете.
Заточенные лезвия очень часто зажимались между пальцами рук и ног, что
делало быстрого, сильного бойца еще более опасным.
Основоположником Капоэйры как боевого искусства является местре Бимба
(Мануэль душ Реиш Мачаду). Мануэль душ Реиш Мачаду (Бимба) родился в
1900 году в Сальвадоре, Байя (Бразилия). "Главное не то, как ты держишь
подбородок, а то, что у тебя внутри. То, что позволяет тебе взорваться
энергией в нужное время и в нужном месте", - этому учил юного Бимбу его
первый учитель – Бентиньу. И Бимба на отлично изучил уроки, которые ему
в детстве преподавал его первый учитель. В 1936 году в газете “A Tarde”
была опубликована статья, в которой рассказывалось, как Бимба,
использую технику Капоэйры смог защититься от нескольких
недобросовестных представителей полиции. Сегодняшние капоэристы
применяют практически все технические элементы, которые внес в Капоэйру
Бимба. Местре Бимба досконально разработал методики ударов ногами и
руками, технику падений и вращений, бесконтактные уходы от ударов и
многое другое. Бимба положил основу Капоэйры, за что его и принято
считать основоположником той Капоэйры, которая существует сегодня.
С мировым и духовным прогрессом человечества, в большинстве случаев уже
нет надобности убивать противника, но необходимость защищать себя была
и остается всегда. Сегодняшняя Капоэйра как и все признанные виды
боевых искусств воспитывает духовность, гармонию в душе, гармонию в
теле, силу, уверенность и правильное отношение к сопернику.