Самовыражение рабов
Капоэйра - боевое искусство, созданное в колониальной Бразилии, где
опасные боевые техники скрывались под видом музыки, игры и
акробатических движений в форме увлекательного танца. Таким образом
рабы создавали формы самовыражения и культурную общность, которая
родила быстрых и опасных борцов.
Капоэйра была запрещена в Бразилии до 1937 года, но после снятия
запрета быстро распространилась, и сегодня ей занимаются тысячи людей
всех возрастов. Для кого-то это развлечение, для кого-то стиль жизни. В
Дании капоэйра появилась в 1960-тых годах. В 1991 году Стин Мёллер
открыл первую школу капоэйры - Сензала. До этого он полгода
стажировался в Бразилии.
"После окончания Института физкультуры я отправился в
Рио-де-Жанейро, чтобы научиться капоэйре: я был убежден в том, что за
полгода я стану великим капоэристом. Я уже преподавал танец и теквандо,
был неплохим перкуссионистом и поэтому думал, что если я все это
совмещу, то и получится капоейра", - с улыбкой рассказывает Стин о
том, насколько было ему далеко до великого капоериста, когда он
вернулся в Данию. Но его пребывание в Бразилии дало ему нечто другое,
более важное.
"Я вернулся обогащенный впечатлениями и опытом. Физическим и
человеческим. Я понял, что капоэйра не только боевое искусство с
музыкой и песней, но что-то гораздо-гораздо большее. В ней есть и
философия, или даже мировоззрение, и язык движений тела, в неписанных
рамках которого люди проявляют свои каждодневные заботы, радости,
способности и индивидуальность."
С тех пор Стин неоднократно бывал в Бразилии, очень привязан к Рио и
своему бразильскому мастеру Пексино, который в начале 1960-ых годов
участвовал в создании школы капоэйры «Сензала».
Движения капоэйры
В капоэйре только ладони, стопы и макушка головы могут касаться
пола. Это ограничение дает большое количество акробатических решений,
которые больше нигде не встречаются. Ни в гимнастике, ни в цирке. Стин
говорит, что всё определяется круговыми движениями с низким центром
тяжести. Капоэйра имеет ту же эстетику, что и танец, но не привязана к
ней, это скорее часть ее сущности.
Движения капоэйры всегда соотносятся с движениями соперника, это не
только нападение или защита, но еще и своеобразные акробатические
этюды. Для каждого движения всегда должен быть нужный момент и нужная
позиция. Акробатические наработки капоэйры стали все чаще и чаще
использоваться в мире танца.
"Большая часть брейк-данса берет свое начало в капоэйре. Бразильские
капоэристы, гостившие Нью-Йорке в конце 1970-ых годов, обучили
некоторых танцоров хип-хопа, которые, в свою очередь, начали
использовать движения капоэйры в сопровождении своей собственной
музыки", - рассказывает Стин. Капоэйра и хип-хоп развивались и
распространялись в течение 1980-ых, после чего хип-хоп почти исчез, а
брейк-данс возродился с новыми силами. Капоэйра и культура хип-хопа
очень похожи друг на друга, но у них есть и одно принципиальное
отличие: капоэйра имеет гораздо более древнюю культуру.
"Уважение к старшим имеет большое значение в капоэйре, - говорит
Стеен. - Это дает необыкновенную глубину, которой пока нет в хип-хопе:
молодой культуре с молодыми силами. В капоэйре используется опыт
старших, а молодежь культуры хип-хопа 1980-ых еще не настолько стара,
чтобы молодые танцоры могли расцветать на опыте и знаниях
предшествующих поколений."
Присутствие и ограничение
Чем может помочь капоэйра обычным людям в наши дни?
"Это способ бессловесного общения, которое происходит благодаря
музыке и зависит от настроения и духа всех присутствующих. Если мы
сравним этот стиль общения с тем, который преобладает в современном
обществе, то мы обнаружим ярко выраженное противопоставление: было бы
заблуждением думать, что виртуальные и технические средства информации
способны заменить непосредственное общение людей, повернутых лицом друг
к другу. Для того чтобы общение было полноценным, необходимо живое
присутствие." Немного подумав, Стин продолжает: "Капоэйра помогает
усилить ощущение реального присутствия и в то же время обладает
способностью обозначать четкие границы. Многие боятся выйти в центр
круга и продемонстрировать другим свою собственную «самость» и, таким
образом, боятся присутствовать в настоящем времени, здесь и сейчас. Вот
для этих-то людей, которым необходимо научиться быть самими собой в
присутствии других, капоэйра означает глубокий и снимающий ограничения
процесс. Кто-то же, наоборот, вовсе не стесняется показать себя и
делает это слишком демонстративно, подавляя при этом других. Таких
людей капоэйра ограничивает совсем по-иному."
Стин подчеркивает, что очень часто датчане все еще боятся проявить
свою индивидуальность и быть непохожими на других. «Эту преграду надо
разрушить, и капоэйра помогает преодолеть ненужные ограничения.»
Определить себя
И танец, и капоэйра служат зачастую заменителем обычного моциона, но
Стин считает, что и танец, и капоэйра дают гораздо больше, чем могут
дать простые оздоровительные упражнения. "Капоэйра и танец не просто
обычный моцион, - объясняет он. - Я видел рекламу капоэйры во многих
оздоровительных комплексах, но нигде она по-настоящему не закрепилась,
потому что люди туда приходят не для общения с другими, а для
укрепления собственного здоровья. И в танце, и в боевом искусстве
человек может познать себя лишь в столкновении с другими. Таким
образом, капоэйра всегда была способом определить себя. Узнать, чего ты
стоишь, можно лишь находясь лицом к лицу с другим человеком.
"Определение себя" ни негативно, ни позитивно, это просто осознание
своего присутствия в настоящем. Люди, воспитанные животными, сами
становились животными. Что происходит, когда я провожу большую часть
своего времени с машиной? С компьютером или мобильным телефоном? Чем я
буду? Я с машиной, поэтому я...?» - задает вопрос Стин.
В школе Сензала большое внимание уделяется сохранению старых
традиций и ритуалов. В этих рамках, в согласии с сущностью капоэйры,
происходит развитие и эффективизация боевой техники и акробатических
приемов, слагаются новые песни. «Капоэйра, как и общество,
развивается намного быстрее, чем 10 лет назад, но при таком ускоренном
развитии человек рискует упустить из виду главное. Может возникнуть
тенденция к самопредставлению и соло-показу. Поэтому очень важно
концентрироваться на главном и сохранять традиции.»
Реакция на "признанное"
Капоэйрой занимаются во всем мире, и современные танцоры черпают в
ней вдохновение, не только в области тренировочной техники, но и в
области эстетического выражения. Упражнения на полу представляют собой
непреходящую ценность, благодаря оригинальным акробатическим движениям. «Как
японский Буто-танец был реакцией на "признанное", так и капоэйра
показывает иную, а не «общепризнанную» эстетику. Что можно назвать
красивым движением? Распрямленное или согнутое колено? Уже сейчас
видно, как эта эстетика перетекает в современный танец, в котором
сегодня много явных элементов капоэйры". Стин добавляет: "Так как
именно борьба задает рамки, в которых развивается капоэйра, то в ней
всегда присутствует сила, и тот, кто с ней в контакте, будет
непреодолим в своих проявлениях как физически, так и духовно."
Капоэйра в чистом виде использовалась в «Щелкунчике» театра
"АвенюТ" и в театре пантомимы в Тиволи. Эта игровая и акробатическая
форма выражения вдохновила хореографа Тима Руштонса Кридта: премьера
его постановки состоялась в январе 2005. В этом танце отражается особая
философия: присутствие в настоящем вместе с окружающими.
Стин Мёллер организовал школу Сензала в Копенгагене в 1991 году. Он
ученик Микаеля Обю, Ана Помпеиа и мастера Пексинхо из Рио-де-Жанейро.
Он также является перкуссионистом в Босанова-оркестре "Рио" и учится на
курсах физиотерапевтической системы «Прогресс Жизненной Энергии».
|