В 1932 году в Салвадоре, Mestre Bimba
(Manuel dos Reis Machado — Мануэль дус Рейш Машаду) открыл свою первую
(и первую в истории) официальную академию (школу) капоэйры. Он
разработал и обучал стилю, который он называл «региональной борьбой
Баии», впоследствии называющийся Capoeira Regional (Капоэйра Хежионал)
(более быстрый и агрессивный, чем традиционный стиль Capoeira Angola),
характер данного стиля был создан в ответ на опасности улиц двадцатых
годов. Он систематизировал существующую технику капоэйры, адаптировал и
улучшил систему преподавания и обогатил технику новыми движениями, в
частности, элементами из «батуке» — жесткого и грубого боя-танца,
которому он научился у своего отца (Luiz Candido Machado).
Главным новшеством, придуманным Местрэ Бимба, было cintura
desprezada, что означает легкое, но при этом и небрежное использование
талии в бросках. Применение этой техники заключается в
последовательности акробатических бросков, которые изучающие должны
проделать без чьей-либо помощи для преодоления страха падения. «Когда
вы делаете мартелу, бейте собственной ногой до перелома, когда вы
кидаете в галопанте, бейте собственной рукой до перелома, когда вы
бросаете кого-нибудь головой об пол, делайте так, чтобы в цементе
осталась дырка…» — Местрэ Бимба.
Легальное открытие академии стало возможным из-за поддержки
президента Жетулиу Варгаса (Getulio Vargas), который, будучи
националистом, хотел популяризировать капоэйра как чисто бразильский
вид спорта. Несмотря на то что Бимба открыл свою школу в 1932, ее
открытие провозгласили в 1936 году, когда официально зарегистрировали.
Власти разрешили практику капоэйра, но только в определенных местах.
Совместно с открытием академии началась новая эра в истории
капоэйры, т.к. ей обучались также дети обеспеченных жителей Салвадора.
Бимба эффективно практиковал капоэйру всю свою жизнь. Он даже
планировал выступить с показательным выступлением в день своей смерти,
5 февраля 1974 года.
Но Бимба был не один в стремлении развивать капоэйру. Среди тех, кто
получил известность и народную популярность во времена мастера Бимбы,
был Местре Паштинья (Mestre Pastinha — Vincente Ferreira Pastinha). Его
школа «капоэйры Анголы» была открыта в 1941 году. Стиль мастера
Паштиньи так и называется — «Ангола», в честь места на Африканском
континенте, откуда привозили рабов. Местре Паштинья стал известен как
«философ Капоэйры» из-за своих бесчисленных афоризмов. К сожалению,
власти вскоре закрыли его академию из-за ремонта в Largo do Pelourinho
— старой крепости, где находилась его школа. Ему пообещали новую школу,
но власти так и не сдержали слово. Последние года своей жизни он провел
в одиночестве и умер в 1981 году в возрасте 92-х лет.
Местре Паштинья и Местре Бимба считаются ключевыми фигурами,
определившими развитие современной капоэйры. Если Местре Бимба отдавал
приоритет боевым аспектам капоэйры, то мастер Паштинья подчеркивал ее
традиционно ритуальный и игровой характер. Внешне по скорости и способу
исполнения движений существует разница между двумя стилями. Однако,
многие современные капоэйристы выступают как приверженцы единой
капоэйры, не противопоставляя между собой Анголу и Режионал, объясняя
разницу в стилях лишь в способе проявления своего внутреннего состояния
посредством движений.
Капоэйра разрасталась последние пятьдесят лет. За это время она
окончательно добилась признания в обществе Бразилии. Начали появляться
соревнования и академии капоэйра. В 1972 году капоэйра официально стала
национальным Бразильским видом спорта. Была создана бразильская
федерация капоэйра. Заданием федерации является развитие и поддержка
капоэйры, а также объединение различных школ в Бразилии.
|