Капоэрист, как мы знаем, считался
маргиналом, так как когда-то капоэйра была запрещена Уголовным Кодексом
Республики. Обыкновенная рода на улице могла привести ее участников к
шести месяцам в тюрьме. Для того, чтобы избежать такое представление о
капоэйре, Bahian Manoel dos Reis Machado, известный нам как местре
Бимба, ввел новшества в капоэйру, создал строгую систему правил,
которая требовала даже соблюдения личной гигиены.
Кроме местре Бимба, другие капоэристы, в основном те, которые
боролись за рост и повышение ценности искусства, всегда искали
эффективные методы для того, чтобы развить эти этические правила. Одним
из основных, общих для анголы и режионаля, начинается с играющего. Он
должен поприветствовать партнера «у ног беримбау», то есть преклоненным
возле инструмента, который придаст ритм его движениям.
Оба партнера должны быть опрятными, «чисто одетыми», и никогда не
играть без майки. Они должны стремиться к гармонии в игре. Тут защита –
уже начало атаки. Партнер ни в коем случае не должен быть поврежден.
Противники не делают захватов, но играют «близко друг от друга»,
соблюдая время, отведенное на то, чтобы войти и покинуть роду.
Никто не должен учить капоэйре как борьбе с бьющими ударами. Местре
Паштинья сказал, что «Капоэйра ангола – прежде всего борьба,
интенсивная борьба». После таких слов стратегией хорошего капоэриста
стало притворство. Сначала показав себя слабым перед противником, он
начинает эту жестокую борьбу в нужный и опасный момент.
С прошествием времени, бразильское боевое искусство стало более
уважаемым: он было признано властями и распространилось по всему миру,
новаторское в своем выражении. Многие группы трансформировали
первоначальный смысл капоэйры, оторвав ее игру или борьбу от корней, и
в короткое время определили ее как фольклорную традицию. Но это привело
к уникальной конфликтной ситуации. Если бы капойэра осталось лишь
культурной традицией без чего-либо нового, возможно, она бы застоялась
и не распространилась бы так широко по миру. Тем не менее, если бы
капоэйра развивалась без своих культурных правил, она бы могла бы
полностью утратить свой смысл.
И по сегодняшний день остались такие местре, которые обучают борьбе
безо всякой дисциплины. Но многие занимаются капоэйрой, только лишь для
того, чтобы быть в форме или потому что она модная. Они забывают – и мы
думаем, что некоторые местре думают так же - что «Капоэйра – диалог, я
выигрываю лишь тогда, когда у моего партнера нет больше ответов на мои
вопросы» (Местре Мораес Moraes).
Результатом такого нового лица капоэйры, оторванного от корней,
стали соревнования «вольной борьбы». Подобные соревнования притягивают
многих обучающихся капоэйре. В них, разочаровавшись, они забывают свои
школы, ведь они хотят обучаться лишь борьбе и выносливости бразильского
боевого искусства. Капоэйра уникальна, но в таких соревнованиях она
теряет свой стиль. Основными причинами такого, как было указано
профессорами и местре группы Palmares Пальмарес, являются нехватка
обучающей методологии и отсутствие интереса к тому, чтобы расширять
знания об искусстве. По словам президента Associação Brasileira de
Capoeira Palmares, местре Nô, «этический вопрос в капоэйре – шведский
стол», в котором каждый делает то, что хочет, оставив позади ту
культуру, которую несет в себе капоэйра.»
|