Происхождение
Происхождение макулеле до сих пор не выяснено. Многие утверждают,
что его корни африканские, но в то же время этническая принадлежность
искусства не была выяснена, да и дата прибытия искусства в Бразилию не
определена. В конце концов, до сих пор не выяснено, что собой
первоначально представляло макулеле: сражение, танец или религиозный
праздник. Некоторые говорят, что это была борьба-сопротивление рабов
против их хозяев, другие утверждают, что народное творчество и «даже
было сказано, что если раб хотел сбежать, его сообщники организовывали
роду макулеле для того, чтобы развлечь хозяев и отпраздновать
собственный побег».
Emilia Biancardi предполагает, что корни макулеле – в африканских обрядах в честь сбора урожая.
Plinio de Almeida предполагает, что слово «макулеле» произошло от
слияния двух названий африканских музыкальных инструментов «mecum» и
«lê». Herundino Leal не согласен с таким предположением, ибо слияния
слов не характерны для африканских языков.
Центр макулеле – город Santo Amaro da Purificaçao, он находится в
штате Bahia. Первое письменное упоминание об искусстве найдено в
некрологе 1873 г., которое оповещает о смерти африканской женщины по
имени Raimunda Quitéria, которая умерла в возрасте 110 лет. Несмотря на
свой возраст, «она подметала церковный двор Igreja da Purificaçao в
процессе подготовки к родам макулеле». До этого короткого упоминания
также есть несколько неписьменных описаний искусства, практически вся
информация о раннем макулеле пришла из устных повествований.
Согласно свидетельствам ранее проживающих в городе Santo Amaro,
самыми известными местре макулеле двадцатого века являются Barão, João
de Obá, Ti-Ajô, Zé do Branquinho, Zé da Conceição, Marago и Major.
Местре Popó
Местре Popó (Paulinho A.Andrade) – одна из важнейших фигур в истории
современного макулеле. Сын рабов, Popó родился 6 июня 1902 года и
научился макулеле еще ребенком. Он говорит: «Моя мама рассказывала, что
макулеле пришло из Африки, что в праздничные дни в São Bento в большой
сензале (районы, в которых жили рабы) проводили празднования, негры
танцевали макулеле, капоэйру, bate-coxa и samba-de-roda. Ей тогда было
18.» В начале 20 века макулеле начало приходить в упадок, являясь
искусством старых местре, умирающих один за одним. Макулеле чуть не
было забыто, но Местре Popó возродил его в 1943 году.
Местре Popó сначала обучил данному искусству своих друзей и семью,
собирая его по кусочкам из их памяти, а также из свидетельств старых
жильцов Santo Amaro. Он не мог вспомнить и восстановить все ритмы и
песни, поэтому он добавил некоторые из кандомбле и иные
афро-бразильские фольклорные песни и ритмы. Например, когда-то макулеле
танцевали под ритм Nego, который сегодня потерян и полностью заменен на
другой, называемый Congo. К нему Местре Popó добавил ритм кандомбле,
называемый barravento (быстрый и оживленный ритм, используемый во время
оживленных моментов танца), и противоположный ритм ijexá (медленный,
расслабленный ритм, цель которого – успокоить тануцующих). Песня boa
note pra quem é dem boa note также пришла из кандомбле. Местре Popó
умер 16 сентября 1969 года. Его работа теперь возложена на его детей и
учеников.
|