Раньше типичный костюм для макулеле
состоял из красной шляпы, красной косынки на шее, капри (в качестве
альтернативы использовались также штаны abadá, набедренная повязка, или
что-нибудь такое, что не сковывало ноги танцующих). Макулеле всегда
танцевали босиком, а ноги танцующих и верхняя часть тела была
раскрашена сажей. Семена Urucum использовались для того, чтобы
раскрасить лицо и лоб красными полосками. Танцующие выделялись
огромными нарисованными губами, а некоторые припудривали свои волосы
мукой. Vaqueiro был одет в штаны, кожаную куртку и ковбойскую шляпу.
После Popó танцующие начали использовать голубые или белые штаны, обувь
и рубашки, несмотря на то, что они продолжали одевать красные шляпу и
косынку, а порой даже пояс. Группа Popó прекратила использовать
традиционное раскрашивание тела, так как случайные прохожие во время
уличных постановок их сторонились.
Инструменты
Местре Popó и его предшественники использовали небольшие барабаны, а
также ganzá, агого, реку-реку, кашиши, а порой пандейру и 12-струнные
гитары. Замена небольших ручных барабанов большими атабаками произошла
в последние десятилетия, по причине распространения макулуеле в
различных фольклорных выступлениях.
По правилам Местре Popó, палки для макулеле должны быть сделаны из
любого дерева, которое не расщепляется и хорошо звучит. Тем не менее,
они не должны быть изготовлены из зеленых деревьев, а срубать ветки
необходимо в безлунную ночь, в обратном случае палки потрескаются или в
них поселятся термиты. Zezinho, сын Местре Popó, ввел использование
мачете (нож для рубки сахарного тростника ) в 1963 году для того, чтобы
постановки выглядели более зрелищными.
Танец
Танец был прост, его танцевали с небольшими поворотами, слегка
поднимая ноги. По палкам ударяли три раза на уровне живота, а на
четвертый удар поднимал руки вверху. Со временем, танцующие начали
ударять по палкам на полу или по частям тела и усовершенствовали
движения. Сегодня макулеле сильно оказывают влияние движения из
капоэйры, кандомбле и самбы.
MACULELÊ DE CANA
Госпожа Tecla de Almeida Leal, жившая в Santo Amaro в 1963 году дала
интервью, в котором описала maculelê de cana. На тот момент ей было 96
лет. Она заявила, что видела maculelê de cana, когда была маелнькой.
Maculelê de cana начиналось с выхода мужчин, несущих факелы для
того, чтобы осветить поле сахарного тростника. Следующими выходили
музыканты и танцоры. Один человек в характерном наряде играл роль
feticeiro (колдуна), который «оживлял» упавших танцоров. Затем под
ритмы макулеле срубали сахарный тростник и с его стеблями танцевали
макулеле. Также танцевали и с мачете. Наконец, танцоры и те, кто держал
факелы, покидали поле сахарного тростника. Таким образом, по описанию
госпожи Tecla, maculelê de cana является обрядом в честь сбора урожая.
Из всех опрошенных она единственная пропела песню:
Olelê maculelê Olelê макулеле
Vamos vadiar Давайте поиграем
Olelê maculelê Olelê maculelê
Lá no canavial Прямо здесь на поле тростника
Прочее
Макулеле традиционно считался мужским танцем. Тем не менее, Popó обучал им своих родственниц и племянниц.
Звуки инструмента агого делают макулеле особо привлекательным.
Некоторые исследователи предполагают, что макулеле либо было
фрагментом, либо было каким-то образом связано с танцем cucumbi. Тем не
менее, старейшие жители Santo Amaro утверждают, что макулеле
существовало в то же время, что и cucumbi, но было отличимо от него.
Cucumbi был связан с Cosme and Damião, в то время как макулеле было
связано с Nossa Senhorada Purificação и Nossa Senhora da Conceição. Тем
более, в cucumbi использование палок было необязательным, в отличие от
макулеле.
Существует легенда, по которой макулеле – почитание змей или бога
змей. Это абсолютная ложь: сын Mestre Popó Zezinho специально придумал
ее, чтобы ввести в заблуждение любопытных людей, которые хотели
разрекламировать макулеле и получать с него большие доходы.
|