В данной работе под словом имманентный
мы понимаем вещи, которые делают нас частью этого мира. Следовательно,
их единицы измерения такие же, как и в этом мире: физический и
химический аспекты (вес, рост, плотность, атомо-молекулярная
структура), экономические аспекты (такие как цены продажи и покупки),
и, возможно, даже исторические и археологические аспекты – в общем, все
элементы, касающиеся существования данного объекта.
С другой стороны, мы называем трансцендентными те аспекты, которые
принадлежат вещам, привязывающим нас к другому миру, в котором за
предметами кроется другой смысл. В них содержится что-то, что делает их
смысл более глубоким – например, обручальное кольцо больше чем золото,
это символ объединения двух людей. Когда мы смотрим на эти кольца, мы
видим больше, чем золото, мы видим две жизни, которые совместно
строятся обрученными.
В своем имманентном аспекте, капоэйра родилась, выросла и развилась.
Люди, которые смотрели на нее, не видели. Люди, которые слушали ее, не
слышали. Люди, которые приближались к ней, не понимали ее. Таким
образом, мы получили шайку неопрятно одетых людей, поющих, играющих и
прыгающих напротив примитивных музыкальных инструментов. Люди хаотично
заходят в роду и попадают под серии ударов руками, ногами и головой,
часто не прикасаясь один к одному, а другие люди в кругу поют и
хлопают, сгорая от нетерпения попасть в этот хаос.
С другой стороны, у капоэйры есть ряд трансцендентных аспектов. Это
магический мир, наполненный своим значением и смыслом, понятный тем,
кто участвует в ней и которые могут быть прочувствованными только
посредством практики этого искусства, следуя ее доктрине и став
капоэристом, что происходит через несколько месяцев после начала
занятий. Этот ритуал называется батизаду.
Это единственный момент в жизни новичка, когда он будет играть с
приглашенным местре, который обычно после песни, подходящей к данному
моменту, начинает volta (данное слово обозначает начало игры двух
капоэристов) и обычно, хотя это и необязательно, роняет новичка на пол
каким-либо капоэрским приемом. «Прежде всего, цель игры есть
установление дружеских отношений между двумя играющими, и если это не
произойдет - пиши пропало».
Вскоре участвующая группа, которая поддерживает ритм стуком в ладони
и исполнением песен хором, аплодирует посвященному капоэристу,
получающему корду, которую ему обвязывают вокруг живота на месте
центральной чакры и которая является символом посвящения в заповеди
холистического мира. У каждого капоэриста есть свой близкий по духу
padrinho (крестный отец, покровитель), который выбирается вне
зависимости от возраста и пола.
В прошлом любопытные прохожие, ничего не понимая в происходящем,
по-разному комментировали капоэрские ритуалы и высказывали свою точку
зрения: поучающую, осуждающую и любую другую, какую еще только может
создать человеческое воображение. И с течением времени капоэйра была в
глазах публики увлечением маргиналов, наркоманов, черных, нарушителей
порядка, шаек и т.д.
Как мы уже говорили, мы не пытаемся в данной работе осуждать чужие
позиции. Наша цель – написать о трансцендентных аспектах искусства,
которые являются и способом понимания жизни, и способом достижения
свободы в действиях и бытии. Итак, мы опишем основные нюансы капоэйры:
организацию пространства и значения ритуалов, песен, ритмов и
музыкальных инструментов, а также нюансы, касающиеся самой игры.
|