3. Музыкальные инструменты и их организация в пространстве
У роды нет краев, нет ни начала, ни конца, поэтому очень сложно
определить, откуда в нее входить, пока мы не определим конкретное
место, имеющее большее значение, чем прочие, или, другими словами, то
место окружности, которое можно было бы определить как Altar Mor или
«наиболее священное место пространства». В нем и располагаются
музыкальные инструменты, на которых играют в течение капоэрской игры.
Эти инструменты относятся к категории перкуссионных.
БЕРИМБАУ – инструмент, воспроизводящий две ноты в результате
соприкосновения стальной струны с палочкой. Одна из основных нот
соответствует свободной струне, а вторая, более высокая нота, возникает
в результате контакта струны с камушком или монеткой. Такой контакт
придает резкости звуку. Пожалуй, беримбау – это один из самых древних
музыкальных инструментов, известных человечеству. Предположительно
родиной этого инструмента является Северная Африка, где 30.000 лет
назад беримбау произошел от охотничьего лука. Существуют многие
показания и свидетельства различных антропологов и археологов, в
которых подтвержден тот факт, что беримбау был обнаружен на наскальных
рисунках, возраст которым 15000 лет до н.э., например, в пещере Les
Trois Frères (Три брата), которая расположена на юго-западе Франции.
Имеются также подтверждения того, что древние египтяне использовали
беримбау около 3000 лет до н.э. в разных церемониях и погребальной
живописи, включая практику левитации.
У африканских народов существует множество легенд и повествований о
беримбау. Одна из них описывает «очень красивую девушку, которая,
гуляя, вышла за пределы своей деревни. Томимая жаждой, она подошла к
ручью. Девушка наклонилась к нему и начала черпать воду сложенными в
виде чашки руками. В этот момент ее атаковал негодяй, который хотел
завладеть девушкой, однако ему это не удалось. Он ударил девушку камнем
в голову, и она упала в воду, мертвая. И тут же девушка превратилась в
беримбау. Ее тело стало деревянной аркой, ее волосы – струной, а ее
сложенные руки – кабасой…люди до сих пор могут слышать ее грустный
печальный плач, который меланхолично исполняет беримбау».
Та девушка умерла, чтобы ею никто не овладел, таким образом, в капоэйре не может быть иного главного инструмента.
Беримбау также называют urucungo, gunga, и berimbau de barriga.
Никому точно не известно, когда беримбау появился на территории
Бразилии, и как он проник в капоэйру. Капоэйра появляется в древних
изображениях Ruguenda, однако на них она практикуется с атабаком. Тем
не менее, ни она капоэрская рода не может сегодня обойтись без беримбау.
|