ПАНДЕЙРУ состоит из
куска кожи, натянутой на круглый обод, а по краям находятся парные
металлические «блюдца». Евреи использовали этот инструмент в основном
для религиозных церемоний, от также распространен среди индусских,
арабских и иберийских народов, в некоторых местностях на нем играют
американцы. Согласно Fernando Ortiz, «это влитие в культуру и
использование пандейру наблюдается среди негров Латинской Америки,
особенно на Кубе, где пандейру есть один из инструментов кубинской
литургии Nagô; для Orixás есть особые пандейру, например, как в случае
с Exu». Этот инструмент обогащает мелодию, так как и кашиши. Он также
обозначает ритм музыки.
АГОГО – стальной инструмент происхождения Nagô,
название которого обозначает колокольчик. Его также используют в
афробразильских религиозных церемониях, чтобы восславить Orixás. Он
состоит из небольшой арки с двумя полыми конусами – один больше, другой
поменьше – прикрепленных к ее концам.
РЕКУ-РЕКУ – музыкальный инструмент, происхождение
которого приписано бразильским местным народам. Он представляет собой
кусок полого дерева (обычно бамбук), одна из сторон которого ребристая
и воспроизводит звук, возникающий в результате трения по ней деревянным
или состоящим из какого-либо другого материала прутом. Сегодня иногда
можно встретить реку-реку из металла.
АТАБАК – необыкновенно старый восточный инструмент,
особо распространенный среди персов, арабов и евреев. Хотя он также
распространен в некоторых африканских культурах, которые принесли
некоторые типы атабаков в Бразилию, в которой находятся также некоторые
типы атабаков, принесенные португальцами. Атабак состоит из полой трубы
различных высоты и диаметра, закрытой с одной стороны куском кожи. По
африканской традиции, среди атабаков есть три основных типа,
используемых в кандомбле, они различаются по размеру – высокий, средний
и низкий (rum, rumpi, и lê). В капоэйре чаще всего используется
средний, rumpi. играющий на этом инструменте не имеет права солировать,
ибо это прерогатива беримбау.
Мы подчеркиваем тот факт, что по личному свидетельству Pierre
Verger, «беримбау и атабак никогда не встречались в Африке, так как они
принадлежат отдельным культурам. И только лишь на бразильских землях
эта магическая встреча произошла и стала основой для улучшения и
обогащения традиций капоэйры».
Теперь, когда мы знаем, как организуется пространство, как
расположены музыкальные инструменты в нем и их обязанности в ритуале,
мы переходим к изучению и пониманию тех элементов, которые составляются
капоэрскую игру.
Первый основной пункт – это близость, которую образует капоэрская
рода. Эту близость чувствуют как те, кто практикует капоэйру, так и
прохожие, которые имеют возможность наблюдать за ней, которые стоят в
недоумении по краям роды. Беримбау и другие музыкальные инструменты
играют различные ритмы, и каждый тип ритма требует и навязывает
определенное поведение капоэриста в течение игры. Одни быстрые, другие
медленные, одни меланхоличны, другие эйфористичны. Под аккомпанемент
других инструментов, которые образуют оркестр (атабак, пандейру и
агого), мы достигаем гармоничное соединение, которое «с каждым
ритмическим типом поддерживает связь с магическим и метафизическим,
устанавливает параллели между человеческим сознанием, божественной
структурой и структурой вселенной».
|