По личному свидетельству психоаналитика
Anchante, «звуки оркестра воспроизводят примитивные ритмы. А они, в
свою очередь, будят воспоминания о ритме биения сердец наших матерей,
которые мы слушали, находясь у нее в животе. Поэтому мы, как
практикующие и непрактикующие, чувствуем себя вовлеченными, увидев
капоэрскую роду. Мы чувствуем эйфорию и любопытство, и мы также
притоптываем в такт. Это происходит из-за того, что совокупность
инструментов воспроизводит те эмоции, которые мы когда-то переживали
внутри наших матерей».
Мы можем соотнести эти ритмы с различными сердечными ритмами наших
матерей, различные чувства которых были нашими чувствами. Таким
образом, мы можем различать чувства любви, грусти, спокойствия,
эйфории, разочарования и прочие. Некоторым образом эти чувства
переживаются вместе и предаются всем участникам, игрокам и зрителям.
Несмотря на это, индивидуальность не исчезает. Самосознание не
погашено, оно взамен сосуществует с сакральной функцией.
В соответствии с целью этой книги, мы не будем писать о ритмах
беримбау, технический аспект которого нас на данный момент не
интересует. Здесь мы касаемся эффектов, производимых на поведение и
психику капоэристов в течение игры. Песни, в которых закодирована
философия игры и которые отдельно будут рассмотрены позже в работе,
также представляют собой часть гармоничного единства. А сейчас
необходимо проанализировать их влияние на психику.
«В воскрешениях в памяти и в песнопениях священников, монахов и
шаманов высшая гармония – те острые звуки, рождаемые из фундаментальных
нот – являются подтверждением присутствия духа, невидимого в
материальном мире. Первые христианские власти подтверждают
существование Ранней Церкви, где пелись магические песни, которые были
впоследствии забыты и не одобрены по разным политическим причинам».
Некоторые капоэрские песни поразительно похожи на восточные мантры и
григорианские песнопения. Мы не знаем, когда и как эта практика была
установлена, тем не менее, схожести были найдены также в кандомбле.
Ka-ndnmb-el-e обозначает обожание, хвалу и процесс мольбы. Подобные
песни превосходят свои обычные функции, накапливают и излучают Axé
(жизненную энергию) и поэтому восточные, арабские, индусские и
буддистские песнопения, так же как и христианские песнопения
воспринимаются как поднимающие дух, способные привести человека в
особое психологическое состояние, например в «уровень альфа», о котором
много сегодня говорят, или даже в состояние, в котором возможно
общаться с космосом, проще говоря, состояние транса. Я укажу здесь
несколько песен, ритмы которых подобны другим стилям песнопений, каждая
из них стремится в своей культурной системе установить связь с
божественным разумом.
Песня 02
É BOM
ESTAR COM VOCÊS Бог должен быть с тобой
AQUI NESTA HORA… NESTA FAMILIA… Здесь и сейчас, в этой семье
OHHH, OOOOHHH, OOOOHHHHH
BAHIA AXÉ, AXÉ BAHIA, Баийя Аше, Аше Баийя
O VENTO QUE SOPRA TÃO LINDO… Ветер, который так красиво дует
SOBRE AS PALMEIRAS, SOBRE OS MONTES, Над пальмовыми деревьями, над горами
OHHH, OOOOOHHH, OOOOOHHHHH,
BAHIA AXÉ, AXÉ BAHIA.
Песня 03
AUÊ, AUÊ, AUÊ, EHHHHH,
LÊ, LÊ, LÊ, LÊ, LÊ, LË, LË, LË,
AUE, AUE, AUE, EH…
LÊ, LÊ, LË, LË, LÉ, LË, LË, LÊ, Ô…
É DA NOSSA CÔR Это нашего цвета
CAPOEIRA Капоэйра
É DA NOSSA CÔR Нашего цвета
Песня 04
ALLA LA UE,
ALLA LA UE,
ALLA LA UE,
ALLA ELI LA,
Эта последняя песня подобна мусульманской религиозной хвале (Alla
Eli la), что обозначает «Да будет Господь с тобой», ее часто поют в
капоэрских родах, указывая на следы мусульманской культуры Malê,
оставленные в афро-бразильской культуре. Как ритм инструмента, так и
песни, касаются существования человека и влияют на его поведение. Наше
тело имеет собственный ритм, собственные паузы. Наша первая связь – это
сердцебиение матери, которое, как мы видели, пробуждается примитивными
инструментами, входящими в оркестр.
|