Стандарт качества для хорошего
капоэриста определяется его способностью двигаться, гибкостью, силой,
физической выносливостью, быстрым рассуждением, стратегией и знанием
техники, плюс почитание традиций и гармония с ритмом, который исполняют
инструменты, находящиеся в батарее.
Основная характеристика игры – обман, malícia, легкое пренебрежение
этикой. Если один из игроков просит приостановить игру, то второй
должен быть настороже, ибо обессиливание может оказаться наигранным.
Порой дилетант восклицает: «Как же ужасно быть полностью
ненадежным…это не послужит инструментом обучения!». Но это
несправедливое утверждение. Ведь в таких играх, как баскетбол, футбол,
шахматы и волейбол также используется обман, в них же победитель – это
тот, кому удается наилучшим образом обмануть своего противника, не так
ли?
Мы говорим об игре, в которой ученик должен использовать все ресурсы
своего телесного выражения, чтобы достичь своей цели. Он будет также
размышлять, танцевать, упражняться и гармонизировать со своим
партнером, полностью ощущая свою физическую целостность. Будет ли он
также общаться на равных с людьми другого возраста, пола, физических
способностей, что не происходит в других видах спорта? Будет ли он
учиться делать инструменты и исполнять музыку? Будет ли он восхвален за
участие и восхвалять участие других, даже если эта хвала и невелика?
Капоэрская игра постоянно представляет собой телесную беседой. И
подобно любой другой беседе, она может иметь любой вид: диалог,
дискуссия, флирт, покаяние, обучение, драка, насмешка и проч. Важно
отметить, что когда два человека общаются, невежливо их перебивать. Так
же и в игре, когда двое играют, или «общаются», никто не может их
прервать. Игра заканчивается только тогда, когда играющие уже «сказали
все, что хотели сказать».
Другими словами, капоэрская игра – это беседа, состоящая из телесных
вопросов и ответов на них, в которой победитель – тот, у кого будет
больше вопросов, чем ответов на них у его противника или тот, у кого
больше аргументов на вопросы противника. Может также быть, что ответы
окажутся удовлетворительными и исчерпывающими, тогда оба будут
удовлетворены беседой, и итогом игры послужит ничья.
Определенного времени на игру нет, она зависит от желания и
стратегии игроков, но когда игра затягивается, местре роды необходимо
спеть предупреждающую песню, напомнив тем самым игрокам, что и другие
хотят поиграть:
Песня 07
IAIÁ MANDOU DAR Iaiá сказала, что положен
UMA VOLTA SÓ Всего один раунд
Ô QUE VOLTA LIGEIRA, О, какой быстрый раунд
UMA VOLTA SÓ
IAIÁ MANDOU DAR
UMA VOLTA SÓ
Ô QUE VOLTA DANADA О, проклятый раунд
UMA VOLTA SÓ
IAIÁ MANDO DAR
UMA VOLTA SÓ
Конец игры должен быть отмечен возвращением капоэристов к нижнему
концу беримбау, в точности к тому месту, откуда она была начата.
Расстаются капоэристы не упуская друг друга из вида, ведь если даже
игра и закончилась, один из игроков может внезапно атаковать
противника, если тот повернется к нему спиной. Небольшая
предосторожность не повредит, даже несмотря на то, что, как говорят
практикующие, «хищники не питаются листьями».
Ни в одном боевом искусстве нет «смертельных ударов». Что на самом
деле существует, это опасные зоны на теле, удары в которые, в
зависимости от интенсивности и стремления, могут послужить причиной
смертельного исхода в любом виде спорта. Мы не должны забывать, что
капоэйра – это тоже борьба. В этом аспекте немаловажную роль играет
психологическая структура местре и тренера. Очень важно, чего он хочет
добиться от своих учеников. Вот, например, в футболе: одни тренеры учат
игроков задевать своих противников, тогда как другие тренеры обучают
игроков вести мяч и правильно давать пас.
|