Автор: Fernando Cássio Orso Alvez – Monitor Atrazado
Те, кто понимают, что такое капоэйра, знают на что она способна.
Капоэйра это игра, борьба, танец, философия. Местре Paulo говорил:
«Капоэйра – это единственный спорт, у которого есть своя музыка. Это
единственное боевое искусство, в котором женщина может сражаться с
мужчиной, и ребёнок со взрослым». И ещё, местре Mão Branca говорит:
«Здесь противоположности сближаются: богатый и бедный, белый и черный».
И многие капуэристы верят, что капоэйра - это чудо, и её главное
волшебство заключается в игре, где происходит процесс социального
сближения, участия.
Когда мы слышим о социальном участии, первое что приходит на ум –
это богатый, гордо обнимающий бедного, или белый благодарит за что-то
черного. Но сегодня многие мастера и профессора капоэйры существенно
расширяют границы этого участия. Я был взволнован, увидев в 31 номере
журнала Practicando Capoeira фотографию, где капоэрист, у которого были
ампутированы обе ноги и правая рука, делал pião de cabeça (крутился на
голове). Я поздравляю местре Alemão и местрендо Angola с проделанной
работой.
Есть много других капоэристов ведущих такую работу, например
выдающийся местре Mancha и монитора Cascavel, оба из Florianópolis. Я
недавно стал монитором и так же пытаюсь развивать подобные проекты.
Всего лишь год назад я добровольно начал давать частные занятия спортом
людям в инвалидных колясках. Меня заинтересовала работа с людьми с
ограниченными возможностями после прослушивания лекций Steven из
Атлетической Ассоциации лиц с физическими недостатками. Я использовал в
своей работе некоторые традиционные методы физической культуры и также
пытался адаптировать капоэйру для занятий в инвалидных креслах.
Сегодня, студент Bira один из немногих капоэристов в Santa Catarina,
который играет в инвалидной коляске. Мы им очень гордимся! В своём
городе я так же работал с умственно отсталыми людьми. Было всего
несколько учеников, но мы добились впечатляющих результатов. Я бы хотел
обучать студентов с ослабленным зрением, как это делает местре Mancha.
Я пишу про всё это не для того чтобы похвалить самого себя.
Напротив, я хочу сказать всем, что у меня нет специального образования
для работы с людьми с ограниченными возможностями. Но единственное что
от вас требуется – это терпение и тщательное внимание к движениям.
Человек с парализованными ногами может двигаться лучше с помощью рук, и
даже использовать кресло как часть своего тела. Например, я пытаюсь
показать своим студентам, что они могут использовать костыли в качестве
своих ног, и когда они делают круговое движение, стараясь дотянуться до
ноги противника, это символизирует раштейру, и т.д. Я использовал
капоэйру Ангола как базу, и собираюсь так же применять её в будущем при
работе с людьми с ослабленным зрением.
Я верю, что многие профессора и мастера хотели бы вести такую
работу, но они не должны сидеть сложа руки в ожидании, что студенты с
физическими недостатками вдруг появятся на пороге их академий. К тому
же некоторые полагают, что такие студенты могут стать источником
дополнительного дохода. Такие мысли абсолютно неверны – большинство
людей с физическими недостатками имеют меньшие финансовые возможности.
Другая большая проблема состоит в том, что люди с физическими
недостатками часто очень неуверенны в себе, дискриминированы в
обществе. Поэтому нам нужны люди, которые бы могли привести будущих
студентов и показать им, на что они способны. Это вопрос любви и
участия. Потому что людям с ограниченными возможностями не нужна наша
жалость; вместо этого им необходима возможность получить те же права,
бывать в тех же местах, и почему бы не заниматься капоэйрой?
Теперь у нас другое видение капоэйры, потому что это искусство
затрагивает больше чем мы могли ожидать. Вместо того, чтобы заботится о
том как стать лучшим в роде, сегодня мы должны осознанно понимать, что
необходимо быть лучше вне роды. Мы должны стать лучше в отношениях с
другими людьми, со своими друзьями, в своих методах преподавания, в
нашей жизни в целом. В людях с ограниченными возможностями вы найдёте
хороших друзей, которые не подставят вам подножку, и если только они
смогут дотянуться до вас рукой - то они поддержат вас, помня, что вы
тоже поддержали их, когда вынули их из того кокона, в котором они жили,
удрученные и покинутые.
Создание адаптированной капоэйры открывает широкие возможности.
Капоэйра должна быть более человечной. Мы должны раскрыть сущность
капоэйры. И здесь важен не сам факт наличия учеников с физическими
недостатками, но необходимо предоставить возможность таким студентам
участвовать в общей роде с обычными людьми: мужчинами, женщинами,
детьми и стариками.
Напоследок я приведу слова Pastinha: «Капоэйра – это тайна даже для
самых мудрых людей». Поэтому мы должны пытаться понять и другую сторону
капоэйры, существующую помимо наших доводов, нетерпимости и гордости.
Мы должны принимать капоэйру в целом. И вот слова местре Toni Vargas,
сказанные, когда мой ученик получал свой первый пояс: «капоэйра не
имеет границ; только взгляните на учителя, который играет на своих
ногах с учеником, сидящим в инвалидном кресле».
Капоэйра для всех…
|